Леонид Гади "Будущие капитаны"
2016 год объявлен в Украине годом А.И. Куинджи — выдающегося живописца, педагога и мецената. Родился великий пейзажист и кудесник света в городе Мариуполе 175 лет тому назад в семье бедного грека-сапожника. Детство и юность Архипа прошли здесь же, и на протяжении всей своей жизни он не один раз приезжал в родные пенаты. Многие его пейзажи и этюды посвящены приазовской природе. Достаточно назвать «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Красный закат», «Степь», «Рыбачья хижина на берегу Азовского моря», «Вид реки Кальчик в Екатеринославской губернии» и др.
Выставка «Наследники А.И. Куинджи» представляет собой небольшую ретроспективу творчества мариупольских художников с 1930-х по 2000-е годы из собрания коллекционера Александра Михайловича Чернова. На ней представлено более 50 работ 21 автора в различных жанрах (пейзаж, портрет, тематическая картина) и техниках (живопись, акварель, рисунок, гравюра).
Самый старший из представленных художников родился еще в конце ХIХ века, а самый младший в середине ХХ. При комплектовании выставки, предпочтение отдавалось работам так или иначе перекликающимися с творчеством великого земляка — А.И. Куинджи. Это и куинджевские мотивы, и пейзажи, связанные с различным состоянием природы. Это и яркий солнечный день, и лунная ночь. Это и различные настроения природы — пасмурно и ветрено. Это и восходы, и закаты, которые так любил изображать Куинджи.
Фото Ивана Леонова
Короткий обзор экспонируемых художников. К сожалению, рамки выставочного проекта не позволяют в должной мере представить творчество каждого из них.
Арнаутов Виктор Михайлович (1896-1979) — художник 3-х континентов, один из основоположников монументального искусства США, ученик Диего Риверы. Детство и юность прошли в Мариуполе, где получил основы изобразительного искусства, затем эмиграция в Китай и США. Перед этим (1914 г.) окончил Елисаветградское кавалерийское училище. Из эмиграции в Мариуполь вернулся в 1963 году. На выставке представлен гравюрой «Старатель. 1959 г.» американского периода. Большинство его работ хранится в американских музеях, а также в Русском музее в С-Петербурге.
Мошенко Константин Григорьевич (1908-1974) – коренной мариупольчанин, выпускник Киевского художественного института (1929-1934), где учился у выдающегося Федора Кричевского. До Второй Мировой войны был директором Мариупольского краеведческого музея, а в 1950-е годы вел изостудию при ДК завода «Азовсталь». Творчество художника в должной мере не оценено и не исследовано. На выставке представлены 2 характерные для него работы: «В заводском порту. (Азовсталь)». 1954 г. и более поздняя акварель «Лодки на берегу» (около 1970 г.). В последний период своего творчества художник отдает предпочтение акварели, где он с большим мастерством и тактом отразил столь любимую им природу Приазовья.
Бендрик Николай Кузьмич (1914-1993) – Заслуженный художник Украины (1978), выпускник Ленинградской Академии художеств, где он в 1930- е годы учился у выдающихся мастеров: В.Н. Яковлева, И.И. Бродского, К. Рудакова. Работы художника хранятся в Донецком, Горловском художественных музеях. Большую часть своего творческого наследия маэстро передал родному Мариупольскому художественному музею.
Прекрасный рисовальщик, певец детской темы и женской красоты, Николай Кузьмич представлен 2 графическими работами 1930-х годов: «Девочка у окна» и «Обнаженная, закрывающая лицо рукой».
Кечеджи Александр Гаврилович (1918-2006) – уроженец Мариуполя, один из столпов мариупольского товарищества художников в послевоенные, 40-е годы ХХ столетия. Вторая Мировая война помешала ему окончить Одесское художественное училище, где его учителями были знаменитые И.О. Буковецкий и Д.К. Крайнев. Член СХ СССР (Украины) с 1970 года. Один из лучших портретистов не только Мариуполя, но и Украины. Также мастер и жанровых картин.
На выставке представлены 2 этюдные работы: «Дети и море», 1978 г. и «Рыбак», 1960-е годы.
Также на выставке представлена плеяда художников, которая в 1950-е годы задавала тон в формировании мариупольской школы живописи. Это В.К. Константинов (1923-2012), Л.Н. Кузьминков (1925-2012), Г.Д. Пришедько (1927-1973), А.А. Янин (1929-2001), Л.Н. Гади (1930-1989), А.А. Махотин (1930-1993), Л.И. Бондаренко (1932-2015).
Лель Кузьминков и Валентин Константинов вернулись в Мариуполь в 1951 году сразу после окончания Харьковского художественного училища и сразу активно включились в художественную жизнь города. Работали в жанре портрета, пейзажа, тематической картины. Авторы многочисленных монументальных работ в Мариуполе, Славянске, Артемовске, Бердянске и др. Их аботы хранятся в Харьковском ХМ, Полтавской КГ, Мариупольском ХМ, Измаильском ХМ, КГ г. Красный Луч (Луганская обл.), частных собраниях Англии, Голландии, Греции, России, Украины, и др.
Кузьминков на выставке представлен двумя портретами и тремя пейзажами, которые дают ясное представление о его мастерстве в этих жанрах. В лучших традициях украинского и русского реалистического искусства автор запечатлел образ старика, за плечами которого трудная и непростая жизнь. До переворота 1917 года он работал поваром при царском дворе.
Этюд женского портрета («Мила». Конец 1950-1960-е.) написан раскованно, искренне и вдохновенно. С большим мастерством художник передает эмоциональное состояние портретируемой, а также фактуру шубки модели.
Константинов также является отличным портретистом, однако тут, на выставке он представлен пейзажами в духе «а ля Куинджи». Как и его знаменитый земляк, Валентин Константинович очень любил эксперименты со светом и ему это хорошо удавалось. Яркие, выразительные этюды мастера об этом свидетельствуют. Тут представлена природа Крыма, Закарпатья, Подмосковья и Закавказского побережья при ярком солнечном освещении.
Леонид Николаевич Гади - уроженец Мариуполя и, как уже упомянутые Арнаутов, Кечеджи, Кузьминков, Константинов и великий Куинджи, принадлежит к греческому крылу мастеров изобразительного искусства Мариуполя. После окончания Ростовского художественного училища он всю свою жизнь работал в родном городе, а каждое лето выезжал в Крым, в Феодосию, где жила его теща.
На выставке представлены его работы мариупольского и крымского периода творчества. Особенно любил Леонид Николаевич сюжеты с детьми. Здесь можно увидеть его работу «Будущие капитаны», 1960 год. Более подробно можно ознакомиться с творчеством Л.Н. Гади в монографии А.М. Чернова, которая вышла в 2008 году и также представлена на этой выставке.
Леонид Иванович Бондаренко всю свою жизнь посвятил изображению родных пейзажей Приазовья. Тяготел к эпичности образов природы. В последний период его творчества характерна декоративность и монументальность пейзажа. На выставке представлены его ранние работы: «Зимняя ночь. Седнев». 1960-е годы и «Лето в Мариуполе», 1963 год. Творческое становление художника не обошлось без влияния А.И. Куинджи.
Пришедько, Махотин и Янин пополнили ряды мариупольских мастеров в начале 50-х годов после окончания различных художественных заведений, и каждый из них занял достойное место в художественной летописи не только Мариуполя, но и Киева.
Так, Григорий Дмитриевич Пришедько был направлен в Мариуполь после окончания Днепропетровского художественного училища в 1951 году и проработал здесь до конца 60-х годов. После этого жил и работал в Киеве, где в соавторстве с Г. Зубченко создали целый ряд монументальных работ: на фасаде Дворца спорта АН УССР (1968 – 1969), институте ядерных исследований АН УССР (1972 – 1974), институте кибернетики АН УССР (1974 – 1976) и др. На выставке представлено 2 работы мастера: «Ночь на хуторе», 1950-1960-е годы и «Гавань» 1959 года. Интересно, что последнюю работу он писал параллельно со знаменитым художником, Николаем Петровичем Глущенко, который неоднократно приезжал поработать и отдохнуть в Мариуполь. Об этом факте можно прочесть в книге А.М. Чернова «Роман с антиквариатом. Записки собирателя», которая также представлена на выставке.
Альберт Александрович Махотин – один из самых интересных колористов Мариуполя. Уроженец тульской области, учился в Ленинграде, в Мариуполь приехал в 1953 году и работал здесь до конца своих дней. На многих всесоюзных и республиканских выставках блистал своими импрессионистскими пейзажами. Любил изображать пляжи, азовское побережье с рыбаками и детворой. Мастер тематической картины. На выставке можно увидеть его картину «Вечер», 1953-54 годы. Эта работа была подготовительной к его тематической картине «Не пришла», которая хранится в Мариупольском художественном музее им. А.И. Куинджи. Одна работа художника представляет индустриальный цикл его картин («Разливка чугуна», 1970-е гг.). Два морских этюда - «Азовское море» и «На утренней зорьке», говорят о тонких колористических достоинствах, которыми обладал Альберт Александрович.
Анатолий Александрович Янин окончил Киевский художественный институт в 1955 году, где учился у М. Шаронова, К. Трохименко, Л Чичкана. С 1955 и до середины 60-х жил и работал в Мариуполе, затем в Киеве. Преподавал в одном из вузов Киева. На становление мариупольских художников оказал огромное влияние. Работал в основном в историко-революционном и пейзажном жанре. Представлен на выставке одной работой - «Осень на целине. Деревня», 1969 год.
Особняком в творческой плеяде мариупольских художников стоит Стирн Альберт Васильевич. Представитель московской школы живописи в Мариуполе прожил с 1958 по 1982 годы. В училище, где на него большое влияние оказал выдающийся преподаватель-пейзажист Бакшеев В.В., Альберта называли не иначе, как «наш Левитан». Всю свою творческую жизнь художник сохранял «левитановскую линию» в искусстве. Лирик по натуре и в искусстве, представлен 6 работами, отражающими различные периоды его творчества. «Зима в Торжке» и «Увядающая груша» прекрасно характеризуют мастера как тонкого колориста и лирика.
Художники, расцвет творчества которых пришелся на 70-е годы ХХ столетия, представлен на выставке следующими именами: Народный художник Украины – В.В. Пономарев (1936 г.р.), Заслуженные художники Украины – П.А. Кот (1933-2003) и В.И. Кофанов (1941 г.р.), а также А.П. Костюченко (1930-2006), В.И. ), А.Н. Сивак (1930-2001), Павлюк (1935-2007), Л.А. Захарченко (1943-2016 и Л.В. Ткаченко (1949 г.р.).
Виктор Васильевич Пономарев художник широкого творческого диапазона. Ему подвластны все жанры и виды изобразительного искусства. За его плечами Симферопольское художественное училище и Киевский художественный институт. В последнее время часто обращается к жанру натюрморта. Два его натюрморта («Августовская сирень», 2007г. и «Натюрморт с красным подносом», 2009г.) прекрасно передают радостное мироощущение и любование плодами природы. Третья картина «А.С. Пушкин в Крыму», (1985 г.) – это дань уважения и любви к великому поэту. В картине великолепно передано настроение поэта в лунную ночь. Так и напрашивается аналогия с картинами великого А.И. Куинджи.
Петр Алексеевич Кот, также выпускник Киевского художественного института. Его учителями были В.Г. Пузырьков, И.Н. Штильман, К.Д. Трохименко. Участник около 30-ти всесоюзных, республиканских и международных выставок. Работы художника хранятся в Галереи им. Айвазовского (Феодосия), Бердянском ХМ, КГ г. Красный Луч, Яготинской КГ (Киевская обл.), Мариупольском ХМ и др. собраниях. Много лет возглавлял Мариупольское отделение художников Украины. Мастер «сурового стиля» в украинском изобразительном искусстве представлен одной работой «Ветренный день», 1982 год. Ограниченными художественными средствами мастер достигает убедительности в передаче состояния природы.
Виктор Иванович Кофанов – один из самых плодовитых мастеров изобразительного искусства Украины. С отличием окончил Саратовское художественное училище в 1968 году, вернулся в родной город Мариуполь и с тех пор продолжает работать. Количество выставок, в которых принял участие художник, невозможно сосчитать. Начинал как великолепный график (офорт, линогравюра, гравюра на картоне, рисунок), в последние годы отдает предпочтение живописи. Оставаясь убежденным традиционалистом, художник придерживается метода реалистической школы, при этом умеет творчески осмыслить традицию и достаточно вольно ею распорядиться. Обладание острой наблюдательностью и нестандартным чувством цвета приводит к рождению своего стиля, где доминирует мажорная декоративность с пристальным вниманием к деталям, что само по себе представляет собой нонсенс. Его живопись оригинальна, узнаваема.
На выставке представлен «Автопортретом», 1972 год, ранней акварелью «Ферапонтово» (1970-е гг.) и более поздней живописью «Осенний вечер», 2002 год.
Костюченко Алексей Павлович – уроженец Приазовья, выпускник Днепропетровского художественного училища (1951 г.). Член СХ СССР с 1968 года работал в геологоразведке в Таджикистане и одновременно занимался творчеством. Участник большого количества выставок. С 1993 жил и работал в Мариуполе. Работы хранятся в МИИ Душанбе, Художественном фонде Таджикистана, Мариупольском ХМ, в собрании Микеле Плачидо (Италия) и др. С итальянским актером Микеле Плачидо художник познакомился во время съемок фильма «Афганский синдром» и тот приобрел несколько работ для своего собрания. В экспозиции представлен таджикским циклом – «Долина Магоу» (1983 г.) и «Река» (1972 г.).
Анатолий Никанорович Сивак и Виктор Илларионович Павлюк – известные украинские графики. Первый создал более 800 экслибрисов, множество иллюстраций к книгам, а также акварелей. Акварель Сивака «Карелия. Сумерки (У причала)» (1973 г.) зримо переносит нас в те места, где бывал и работал великий Куинджи.
Павлюк родился в известном сегодня селе Широкино под Мариуполем и до последних дней часто работал там, приезжая в родительский дом. Там он создал свою известную серию гравюр, посвященную азовским рыбакам, их нелегкому труду. Окончил Днепропетровское художественное училище (1963 г.). Большое влияние на его становление, как художника-графика, оказал В.М. Арнаутов. На многочисленных выставках он демонстрировал исключительно графику, хотя был и замечательным живописцем. На выставке представлена одна его гравюра «Рыбачьи снасти (Чайки)», 1976 г. и живописное полотно «Окраина Седнева», 1967 г. К сожалению, формат выставки не позволяет показать весь масштаб дарования этого художника, который при жизни отличался необычайной скромностью.
Лука Андреевич Захарченко окончил Харьковское художественное училище (1965 – 1969) по специальности художник-декоратор. С 1969 работал в Донецком областном драматическом театре (г. Мариуполь) художником-декоратором. Параллельно занимался творчеством, работал в жанре акварели и живописи. Создал цикл пейзажей, посвященных старому Мариуполю. Участник городских и всеукраинских художественных выставок. В экспозиции один небольшой пейзаж «Греческая улица (Мариуполь)» 2010 г., где с любовью изображена одна из старейших улиц Мариуполя. Захарченко был большим поклонником А.И. Куинджи и всегда старался постичь метод великого земляка в изображении света.
Леонид Васильевич Ткаченко коренной мариупольчанин, учился в Ленинграде, самый младший из участников выставки. Великолепный мастер акварели. На выставке представлена одна его живописная работа «Аю-Даг», 1992 г.
К сожалению, ограниченные рамки выставки не позволили показать не менее интересных мариупольских художников, таких как: Ю.Ф. Злыдень, И.Д. Бертяков, И.Е. Власенко, А.А. Касьяненко, Н.Г. Тихонов и др.
Бондаренко Леонид
Кечетджи Александр
Захарченко Лука
Кофанов Виктор
Константинов Валентин