Мягкий, душевный человек, чем-то похожий на большого наивного ребёнка,
таким он останется в памяти многих, с кем дружил долгие годы. Георгий
Александрович Топников не входил в Конгресс литераторов Украины, он был
художником. И художником-карикатуристом, работы которого в течение
нескольких лет украшали страницы нескольких кировоградских печатных
изданий. А среди тех, с кем его связывали творческие и дружеские
отношения, были и литераторы Кировограда.
Он не стеснялся говорить о себе с
улыбкой: «Взрослые путают меня с Порфирием Ивановым, дети – с Дедом
Морозом». Георгий Александрович и сам занимался йогой, как Порфирий
Иванов, а исходящая от него доброта и делала его в глазах детей
персонажем новогодней сказки. И при этом был участником войны, в
праздничные дни с гордостью надевал на выходной пиджак медаль «За
оборону Ленинграда».
Потомственный питерец, родился Георгий
Александрович в 1927 году, 13-летним встретил начало войны в пионерском
лагере под Ленинградом. Весь пионерлагерь тут же эвакуировали.
Родители, которые успели приехать, чтобы попрощаться с Гошей и его
старшим братом перед отправкой на «большую землю», остались в блокадном
Ленинграде. Мать умерла, отец выжил. Но ещё до окончательного прорыва
блокады Георгия вернули обратно – у него обнаружился талант художника,
столь необходимый осаждённому городу. Большая бригада художников
расписывала холсты, которые натягивали либо поверх фасадов разрушенных
домов, либо на самых известных и заметных объектах, тем самым вводя в
заблуждение авиацию противника. Затем Георгий Александрович там же, в
Питере, выучился на художника, работал в Украине, в частности, и в
Киеве, но осел в Кировограде. Его трудовая деятельность была связана и с
заводом «Червона зірка», где он занимался промышленным дизайном, и с
областным театром кукол, где на рубеже 70-80-х трудился заведующим
постановочной частью. А окончательно уйдя на заслуженный отдых, собрал
вокруг себя группу единомышленников, которым передавал всё то, что сам
сумел постичь в мудром искусстве йоги.
И продолжал рисовать и писать маслом.
Одна из его картин – безвозмездно подаренных – и сегодня украшает
интерьер театра кукол. Брал его работы и областной художественный музей.
А ещё – чему, вероятно, способствовало и сотрудничество с
кировоградскими газетами – Георгий Александрович оказался востребован
как художник-график, автор книжных иллюстраций. Его талант карикатуриста
полностью проявил себя в иллюстрациях к книжкам поэта-сатирика Анатолия
Курганского, члена Конгресса литераторов Украины. Да и я сам берегу как
зеницу ока проиллюстрированную им книжку сатиры и юмора «Лекарство от…»
– мою книжку, но с автографом художника. Вместе с ним мы сделали и
книжку-комикс о приключениях рыжего клоуна. Причём я убеждён, что
Георгий Александрович сделал много больше, чем я, автор текста.
Придуманные им картинки не были иллюстрациями к тексту, нет, они были
главнее текста, который начинал играть при них вспомогательную роль.
Жаль, что комикс так и не вышел самостоятельной книжкой, но в одной из
кировоградских газет, имеющей статус всеукраинского издания, он был всё
же опубликован.
Однако и его «серьёзные» иллюстрации
замечательны – во многих из них он показал себя тонким и проникновенным
лириком. Когда мою комедию «Комета без расписания» приняла к публикации
кировоградская «толстая» (и тоже со всеукраинским статусом) газета
«Забава» и понадобились иллюстрации, я обратился к Георгию
Александровичу. Не стал ничего подсказывать, навязывать своё видение –
просто дал прочесть пьесу. И он меня удивил: в комедийной ткани он сам
посчитал главной лирическую, любовную линию и выразил это в
иллюстрациях. Да и вышедшая в свет в этом году книга лирической поэзии
«Часу криниця» А. Курганского проиллюстрирована Георгием Топниковым.
Его не стало 26 ноября, за две с
половиной недели до 85-летия. Но он остаётся с нами – в написанных им
картинах, в иллюстрациях книг, стоящих на полках кировоградских
библиотек, и в наших сердцах. Светлая память, дорогой Георгий
Александрович....
Анатолий Юрченко